Распечатать

Метафизика стекла

01.08.2014

Термин «метафизика» дословно переводится с греческого – «после физики». В целом, это наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.  Казалось бы, стекло – осязаемая физическая субстанция. Как можно по отношению к нему рассуждать о космических материях? Но в том и прелесть этого загадочного материала, что в нем, как ни в каком другом, сочетается чувственное и сверхчувственное окружающего мира, материальные и эстетические начала. Как это следует понимать?

Изображение 1: Метафизика стекла – ГлавСтеклоСтрой

Двойственность без противоречий

Начав изучение процесса «стеклосозидания», мы можем удостовериться, что в ходе обработки сырье кардинально меняет свои физические свойства. В упрощенном виде это выглядит так: кварцевый белый песок изначально сыпучий и непрозрачный, но под воздействием необходимой температуры и прочих воздействий возникает монолитное прозрачное стекло, обладающее иной прочностью, светопропусканием и т. д. Это поразительное изменение материи влечет и изменение нематериальных (эстетических, декоративных) характеристик. В результате мы получаем союз материального и нематериального ресурса как двух взаимодополняющих и равных по значению субстанций. Эстетика готового стекла касается мира чувственного и сверхчувственного, поскольку каждый зритель видит в произведении искусства (будь то перегородка, ваза из халцедона или целый дом) что-то свое, что подсказывают ему его чувства и подсознание, интуиция. А сверхчувственность интуиции как раз и изучает метафизика.

Стеклянная стена – лекарство от одиночества

Уникальным параметром стекла являлась его прозрачность. Она может регулироваться в зависимости от функциональной задумки и эстетического исполнения, на которых зиждется проект. Полностью прозрачные конструкции позволяют создавать своеобразную границу в пространстве: близкое и далекое как бы перетекают друг в друга, но светопроницаемая грань указывает подсознанию, что объем ограничен. Следовательно, пространство предсказуемо – его можно вычислить. И при кажущейся бесконечности оно гармонично вписано в интерьер и защищено, что положительно влияет на психику человека, вызывая чувство уверенности, предсказуемости, стабильности. При этом, прозрачная стена ни в коем случае не вызывает скуку. Во-первых, она служит панорамным экраном перспективы, охваченной взглядом человека. Во-вторых, стеклянные перегородки в офисах, квартирах, торговых павильонах придают интерьеру дополнительную элегантность, утонченность и роскошь, воздушный, легкий шик.

Еще одним качеством является способность пропускать свет и визуально увеличивать помещение. Дневной свет благотворно влияет на самочувствие человека, поддерживает высокую работоспособность, достаточный уровень жизнерадостности. Чистое глянцевитое стекло вызывает ощущение стильного комфорта, достатка, благополучия. Как говорит Вернер Зобек: «Хорошо, если у человека есть возможность за утренним кофе увидеть кого-нибудь через стеклянную стену, улыбнуться или помахать рукой. Прозрачность и свет – замечательное лекарство от депрессии». И от одиночества, добавим мы.

Физика на грани эстетики

Наряду с эстетическими свойствами стекло обладает и прекрасными физическими качествами. Например, высокой прочностью. Специальные виды: триплекс, закаленное не уступают по прочности материалам для стандартных перегородок. Причем, у данных видов есть неопровержимый плюс: его очень трудно разбить, а при разбиении оно не распадается на мелкие осколки. Кажущаяся хрупкость этих типов стекла обманчива, поскольку оно применяется в местах, где необходима повышенная сопротивляемость нагрузкам: перегородки, входные группы, лестницы, полы, мебель.

Требуемая степень прозрачности или непрозрачности, глянца или матовости – это возможность тонкой игры в архитектурном и дизайнерском пространстве. Игры с материалом, конструкциями, которые сделаны из этого материала. Так, бесцветное стекло олицетворяет хрусталь или бриллиант, отсылая нас к воспоминаниям о знаменитом венецианском «cristallo» – драгоценном произведении муранских стеклодувов 15 века.

Матовое стекло (матированное, сатиновое), оставаясь достаточно светопропускающим, представляет собой, будто легкую вуаль. Его шероховатая поверхность придает интерьеру замысловатую игру света и тени. Не загромождая помещение, конструкции с матовым стеклом позволяют создать скрытые от постороннего глаза пространства и формируют в одних случаях атмосферу секретности, локальности (если это, к примеру, офис), а в других – интимность, комфортный потаенный уют жилого помещения. Матовое стекло – популярная составляющая для создания перегородок в спальнях, ванных комнатах, зонах отдыха в перетекающих пространствах лофт-апартаментов. Бесцветное или тонированное, оно прекрасно смотрится в отделке здания, например, при фасадном остеклении. Стеклянный фасад – апогей легкости, воздушности ограждающих конструкций, неброской элегантности или, напротив, блестящей роскоши. Цельностеклянные и спайдерные системы – это огромный шаг навстречу гармоничному сосуществованию архитектуры и природы.

Вообще, тонировка и декорирование – это превосходный способ повышения художественной выразительности архитектурного произведения (естественно, если все соответствует композиции). Узорчатое стекло с рельефным рисунком разной глубины хоть и имеет пониженный по сравнению с бесцветным стеклом коэффициент светопропускания, но очень выигрышно смотрится с декоративной точки зрения. Оно подходит для создания внутренних и наружных перегородок, витражей, полов, ширм. Tinted glass и цветное стекло Лакобель (Lacobel) – это прекрасные средства декорирования помещений и внешних конструкций здания. Это стильная мебель, нестандартные фасады, необычные перегородки, различные двери и множество других функциональных и декоративных элементов архитектурно-дизайнерской композиции. Уникальными свойствами обладает, к примеру, еще один вид современного стекла – Стемалит или Эмалит (Spandrel glass color). Это закаленное непрозрачное стекло, которое окрашено вжигаемой в стеклянную поверхность керамической краской. Эмалевая краска различных цветов становится неотделимой частью стекла и не снимается даже воздействием металлических предметов.

Стемалит относится к классу безопасных и применяется для наружной и внутренней облицовки зданий промышленного, общественного и частного назначения. При использовании в фасадном остеклении цветное покрытие Стемалита скрывает элементы сооружений здания (колонн, междуэтажных перекрытий, систем отопления, вентиляции и кондиционирования, электропроводку и т.д.), создавая при этом видимость цельностеклянного фасада. Это может быть интересным практическим решением. В интерьере Стемалит может быть использован для облицовки стен, устройства перегородок, в производстве цельностеклянных дверей, мебели и т.п. Интересно, что конструкции из Стемалита могут быть не только самонесущими, но и сочетаться с другими материалами.

От клипа к клипу

Надо отметить, что клиповое, кратковременное восприятие действительности человеком требует от архитектора создавать среду, в которой глаз не утомляется созерцанием однотипных или быстро наскучивающих элементов. Поэтому материалы и формы, линии и цвета должны быть разнообразными. Причем дуализм сфер применения стекла вовсю используется и в этом аспекте. Например, две взаимосвязанные противоположности, пол и потолок, хотя бы частично, придают верхней и нижней плоскостям интерьера необыкновенную легкость, воздушность. А если они еще и подсвечены, то таинственно парят в пространстве сумерек. Стеклянная лестница или лифт – это обманчиво невесомая коммуникация, придающая движению по вертикали дополнительную мистику и шарм.

В сверхлегких фасадных конструкциях стекла могут быть объединены тончайшими стальными профилями в многоэтажные структуры, крепящиеся на стальных консолях к плитам перекрытий. Гибкость этой прочной и ветроустойчивой конструкции обеспечивает соединение ее с внутренним остеклением закрепленными на шарнирах стальными тягами. Таким образом, панели могут, не разбиваясь, слегка двигаться на ветру, создавая двойственное ощущение одновременной статики и динамики (опять метафизика!) .

Линии могут быть различными: консервативно прямыми, если их ритм задается прямолинейным металлическим профилем, а могут и капризно перетекать в пространстве, если мы используем моллированное стекло, позволяющее создавать изысканно изогнутые формы. Линии, к слову, могут даже исчезнуть вообще, если дизайнером задумывается цельностеклянная перегородка или спайдерная система на едва заметных элементах крепления. В этом случае цветовое пятно плоскости играет ведущую роль. А если говорить о цвете, то нельзя забыть про витраж, который пришел в современную архитектуру из сакральной сферы, области надмирной и сверхчувственной. Наряду с цветной стеклянной картиной существует стеклянная плитка, которая в большем масштабе и объеме становится стеклоблоком. Стеклоблок также дуален – это и конструкция, и форма, весьма прочная материя и эфемерная красота вписанных в стекло капель дождя, морских волн, золотистых крупинок…

Матовые двери одновременно зовут и надежно скрывают тайны расположенного за ними помещения. Стеклопрофилит своим строгим метрическим хрустальным рядом указывает верное направление движения в пространстве и позволяет правильно оценить его объем.

Стеклянная мебель ломает стереотипы обыденного восприятия себя, как частицы окружающего, создавая в интерьере особую игровую среду: книги на стеклянной полке, будто повисли в воздухе, стеклянный стул создает ощущение полета…

И, разумеется, нельзя забывать о зеркалах, которые являются хранителями таинственной глубины и в то же время способны бесконечно раздвинуть границы пространства. Если разместить пару зеркал друг против друга, то безбрежная даль и преодоление границ бытия гарантированы: не зря этот метод использовался еще в Древней Руси во время таинств и гаданий.

Метафизика и металирика

Изображение 2: Метафизика стекла – ГлавСтеклоСтрой


Итак, наше краткое погружение в мир одного из самых загадочных материалов показал, что физические свойства стекла неотделимы от его эстетических, нематериальных качеств. Эстетическая привлекательность является не менее важным качеством стеклянных конструкций, чем прочность и устойчивость. К слову, существует знаменитая триада древнеримского архитектора Витрувия о трех «китах» архитектуры: польза, прочность, красота. В современном понимании это: функциональность, конструкция, форма.

Стекло функционально, так как способно, подобно хорошему актеру, подстроиться практически под любые заданные обстоятельства. При этом, оно достаточно неприхотливо и легко эксплуатируется.

Стекло конструктивно, поскольку обладает необходимыми физическими качествами для устойчивости и восприятия определенных нагрузок. Новые технологии позволяют постоянно улучшать свойства конструкций и материалов.

Что касается красоты-формы, то вся эта тончайшая завораживающая музыка: ритмы, линии, нюансы и контрасты, симметрия и асимметрия, мерцающие цветовые акценты, прозрачные и непрозрачные, фактурные и глянцевые поверхности, оригинальное оформление здания, дается главному исполнителю легко и непринужденно.


Похожие статьи

Вы точно знаете, что хотите иметь в доме стеклянную конструкцию?  Узнайте как выбрать подрядчика.

В современном мире нет, наверное, ни одного человека, который не знаком со стеклом.

Двойная природа стекла на страже света и тепла

Комментарии