История витражей в России

27 Октября 2017

Мода на витражи в Россию пришла гораздо позже, чем в Европу. Объяснений этому немало: у нас другой климат, храмы строятся по иному принципу, нет нужды загораживаться от избытка солнечных лучей.

Поскольку не было повышенного спроса, предложения удовлетворялись привозным стеклом или даже готовыми композициями. Заграничные же мастера были доступны лишь очень узкому кругу богатых людей. 

В первой половине XIX века для поощрения собственных производителей был введен запрет на ввоз зеркал, а на обычное стекло были установлены очень высокие пошлины. Мода на стекло подогревала спрос, и собственные стекольные предприятия стали появляться и развиваться по всей России.

Изображение 1: История витражей в России – ГлавСтеклоСтрой

Русские мастера витража, освоившие это древнее искусство, были признаны и за рубежом. Для русских храмов за пределами России — в Иерусалиме, Германии, Японии — работали только наши мастера. И работали на совесть. Кстати, никогда слепо не повторяли вслед за учителями, а начинали пробовать что-то свое, расширяли тематику витражей, а в технику выполнения вводили новые элементы, порой вырабатывали собственный технический и творческий «почерк». 

От общепринятых рисунков, обычно использующихся в витражах, российские мастера стали переходить к более широкой тематике: сюжетам из русских сказок в духе художников И. Билибина и В. Васнецова, к иллюстрациям классической и русской литературы, развернутым пейзажным картинам. Большим успехом у частных заказчиков пользовались вариации на тему воды: заросший берег озера, пруд с беседкой, ручей, скрывающийся в березовой рощице. Витражами стали украшать не только окна, но и двери, лестничные клетки. Более состоятельные люди заказывали потолочные витражи или хотя бы фрагменты, с помощью которых придавали потолку красоту и оригинальность. 

Изображение 2: История витражей в России – ГлавСтеклоСтрой

Источник: "Стекольное Дело"


Похожие новости