Распечатать

Метафизика стекла

01.08.2014

Термин «метафизика» дословно переводится с греческого - «после физики». В целом, это наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.  Казалось бы, стекло - осязаемая физическая субстанция. Как можно по отношению к нему рассуждать о космических материях? Но в том и прелесть этого загадочного материала, что в нём, как ни в каком другом, сочетается чувственное и сверхчувственное окружающего мира, материальные и эстетические начала. Как это следует понимать?

Изображение 1: Метафизика стекла – ГлавСтеклоСтрой

Двойственность без противоречий

Начав изучение процесса «стеклосозидания», мы можем удостовериться, что в ходе обработки стекольное сырьё кардинально меняет свои физические свойства. В упрощённом виде это выглядит так: кварцевый и высококачественный стекольный белый песок изначально сыпучий и непрозрачный материал, но под воздействием необходимой температуры и прочих воздействий возникает совершенно новый материал - монолитное прозрачное стекло, обладающее иными качествами по части прочности, светопропускания и т. д. Это поразительное изменение материи влечёт за собой и изменение нематериальных (эстетических, декоративных) свойств стекла. В результате мы получаем союз материального и нематериального ресурса как двух взаимодополняющих и равных по значению субстанций. Эстетика готового стекла касается мира чувственного и сверхчувственного, поскольку каждый зритель видит в произведении стекольного искусства (будь то стеклянная перегородка, ваза из халцедонового стекла или целый стеклянный дом) что-то своё, что подсказывают ему его чувства и подсознание, интуиция. А сверхчувственность интуиции как раз и изучает метафизика.

Стеклянная стена - лекарство от одиночества

Всегда первым и самым уникальным свойством стекла являлась его прозрачность. Прозрачность может регулироваться в зависимости от функциональной задумки и эстетического исполнения, на которых зиждется проект. Полностью прозрачные конструкции позволяют создавать своеобразную границу в пространстве: близкое и далёкое как бы перетекают друг в друга, но светопроницаемая грань указывает подсознанию, что объем ограничен. Следовательно, пространство предсказуемо - его можно вычислить. И при кажущейся бесконечности оно гармонично вписано в интерьер и защищено, что положительно влияет на психику человека, вызывая чувство уверенности, предсказуемости, стабильности. При этом, прозрачное стекло ни в коем случае не вызывает скуку. Во-первых, оно служит панорамным экраном перспективы, охваченной взглядом человека. Во-вторых, стеклянные перегородки в офисах, квартирах, торговых павильонах придают интерьеру дополнительную элегантность, утонченность и роскошь, воздушный, легкий шик.

Еще одним качеством, присущим стеклянным перегородкам, является их способность пропускать свет и визуально увеличивать помещение. Дневной свет благотворно влияет на самочувствие человека, поддерживает высокую работоспособность, достаточный уровень жизнерадостности. Чистое глянцевитое стекло вызывает ощущение стильного комфорта, достатка, благополучия. Как говорит корифей строительства стеклянных зданий Вернер Зобек: «Хорошо, если у человека есть возможность за утренним кофе увидеть кого-нибудь через стеклянную стену, улыбнуться или помахать рукой. Прозрачность и свет - замечательное лекарство от депрессии». И от одиночества, добавим мы.

Физика на грани эстетики

Наряду с эстетическими свойствами стекло обладает и прекрасными физическими качествами. Например, высокой прочностью. Специальные виды стекла: триплекс, закалённое стекло, не уступают по прочности материалам для стандартных перегородок. Причём, у данных видов стекла есть неопровержимый плюс: такое стекло очень трудно разбить, а при разбиении оно не распадается на мелкие осколки. Кажущаяся хрупкость этих типов стекла обманчива, поскольку оно применяется в местах, где необходима повышенная сопротивляемость нагрузкам: перегородки, входные группы, лестницы, полы, мебель.

Требуемая степень прозрачности или непрозрачности, глянца или матовости - это возможность тонкой игры в архитектурном и дизайнерском пространстве. Игры с материалом, игры с конструкциями, которые сделаны из этого материала. Так, бесцветное стекло олицетворяет собой хрусталь или бриллиант, отсылая нас к воспоминаниям о знаменитом венецианском «cristallo» - драгоценном произведении муранских стеклодувов второй половины 15 века.

Матовое стекло (матированное, сатиновое), оставаясь достаточно светопропускающим, представляет собой, будто лёгкую вуаль. Его шероховатая поверхность придает интерьеру замысловатую игру света и тени. Не загромождая помещение, конструкции с матовым стеклом позволяют создать скрытые от постороннего глаза пространства и формируют в одних случаях атмосферу секретности, локальности (если это, к примеру, офис), а в других - интимность, комфортный потаённый уют жилого помещения. Матовое стекло – популярная составляющая для создания перегородок в спальнях, ванных комнатах, зонах отдыха в перетекающих пространствах лофт-апартаментов. Бесцветное или тонированное матовое стекло также прекрасно смотрится в экстерьере здания, например, при фасадном остеклении. Стеклянный фасад - апогей лёгкости, воздушности ограждающих конструкций, неброской элегантности или, напротив, блестящей роскоши. Цельностеклянные фасады и спайдерные системы - это огромный шаг навстречу гармоничному сосуществованию архитектуры и природы.

Вообще, тонировка и декорирование стекла - это превосходный способ повышения художественной выразительности архитектурного произведения (естественно, если всё соответствует композиции). Узорчатое стекло с рельефным рисунком разной глубины хоть и имеет пониженный по сравнению с бесцветным стеклом коэффициент светопропускания, но очень выигрышно смотрится с декоративной точки зрения. Оно замечательно подходит для создания внутренних и наружныхперегородок, витражей, полов, ширм. Тонированное стекло(Tinted glass) и цветное стекло Лакобель (Lacobel) – это прекрасные средства декорирования помещений и внешних конструкций здания. Это стильная мебель, нестандартные фасады, необычные перегородки, различные двери и множество других функциональных и декоративных элементов архитектурно-дизайнерской композиции. Уникальными свойствами обладает, к примеру, ещё один вид современного стекла - Стемалит или Эмалит (Spandrel glass color). Это закаленное непрозрачное стекло, которое окрашено вжигаемой в стеклянную поверхность керамической краской. Эмалевая краска различных цветов становится неотделимой частью стекла и не снимается даже воздействием металлических предметов.

Стемалит относится к классу безопасных стекол и применяется для наружной и внутренней облицовки зданий промышленного, общественного и частного назначения. При использовании в фасадном остеклении цветное покрытие Стемалита скрывает элементы сооружений здания (колонн, междуэтажных перекрытий, систем отопления, вентиляции и кондиционирования, электропроводку и т.д.), создавая при этом видимость цельностеклянного фасада. Это может быть интересным практическим решением. В интерьере Стемалит может быть использован для облицовки стен, устройства перегородок, в производстве цельностеклянных дверей, мебели и т.п. Интересно, что конструкции из Стемалита могут быть не только самонесущими, но и сочетаться с другими материалами.

От клипа к клипу

Надо отметить, что клиповое, кратковременное восприятие действительности современным человеком требует от архитектора создавать среду, в которой глаз не утомляется созерцанием однотипных или быстро наскучивающих элементов. Поэтому материалы и формы, линии и цветовые решения должны быть разнообразными. И стекло, как материал, полностью соответствует этим требованиям. Причём дуализм сфер применения стекла вовсю используется и в этом аспекте. Например, две взаимосвязанные противоположности, пол и потолок, будучи стеклянными, хотя бы частично, придают верхней и нижней плоскостям интерьера необыкновенную лёгкость, воздушность. А если они еще и подсвечены, то таинственно парят в пространстве сумерек. Стеклянная лестница или лифт - это обманчиво невесомая коммуникация, придающая движению по вертикали дополнительную мистику и шарм.

В сверхлёгких фасадных конструкциях стёкла могут быть объединены тончайшими стальными профилями в многоэтажные структуры, крепящиеся на стальных консолях к плитам перекрытий. Гибкость этой прочной и ветроустойчивой конструкции обеспечивает соединение её с внутренним остеклением закрепленными на шарнирах стальными тягами. Таким образом, стеклянные панели могут, не разбиваясь, слегка двигаться на ветру, создавая двойственное ощущение одновременной статики и динамики (опять метафизика!) .

Линии стеклянных конструкций могут быть самыми различными: консервативно прямыми, если их ритм задаётся прямолинейным металлическим профилем, а могут и капризно перетекать в пространстве, если мы используем моллированное стекло, позволяющее создавать изысканно изогнутые формы. Линии, к слову, могут даже исчезнуть вообще, если дизайнером задумывается цельностеклянная перегородка или спайдерная система на едва заметных элементах крепления. В этом случае цветовое пятно плоскости играет ведущую роль. А если говорить о цвете, то нельзя забыть про витраж, который пришёл в современную архитектуру из сакральной сферы, области надмирной и сверхчувственной. Наряду с цветной стеклянной картиной существует стеклянная плитка, которая в большем масштабе и объёме становится стеклоблоком. Стеклоблок также дуален - это и конструкция, и форма, весьма прочная материя и эфемерная красота вписанных в стекло капель дождя, морских волн, золотистых крупинок…

Стеклянные матовые двери одновременно манят и надежно скрывают тайны расположенного за ними помещения. Стеклопрофилит своим строгим метрическим хрустальным рядом указывает верное направление движения в пространстве и позволяет правильно оценить его объём.

Стеклянная мебель ломает стереотипы обыденного восприятия себя, как частицы окружающего, создавая в интерьере особую игровую среду: книги на стеклянной полке, будто повисли в воздухе, стеклянный стул создает ощущение полёта…

И, разумеется, нельзя забывать о зеркалах, которые являются хранителями таинственной глубины и в то же время способны бесконечно раздвинуть границы пространства. Если разместить пару зеркал друг против друга, то безбрежная даль и преодоление границ бытия гарантированы: не зря этот метод использовался еще в Древней Руси во время таинств и гаданий.

Метафизика и металирика.

Изображение 2: Метафизика стекла – ГлавСтеклоСтрой

Итак, наше краткое погружение в мир одного из самых загадочных, если можно так сказать, материалов показал, что физические свойства стекла неотделимы от его эстетических, нематериальных качеств. Эстетическая привлекательность является не менее важным качеством стеклянных конструкций, чем прочность и устойчивость. К слову, существует знаменитая триада древнеримского архитектора Витрувия о трёх «китах» архитектуры: польза, прочность, красота. В современном понимании это: функциональность, конструкция, форма.

Стекло функционально, так как способно, подобно хорошему актёру, подстроиться практически под любые заданные обстоятельства. При этом, оно достаточно неприхотливо и легко эксплуатируется.

Стекло конструктивно, поскольку обладает необходимыми физическими качествами для устойчивости и восприятия определённых нагрузок. Помимо прочего, новые технологии позволяют постоянно улучшать свойства конструкций и материалов.

Что же касается красоты-формы, то вся эта тончайшая завораживающая музыка: ритмы, линии, нюансы и контрасты, симметрия и асимметрия, мерцающие цветовые акценты, прозрачные и непрозрачные, фактурные и глянцевые поверхности, оригинальное оформление интерьера и экстерьера здания, - даётся главному исполнителю, стеклу, с лёгкостью и непринуждённостью.

Похожие статьи

Вы точно знаете, что хотите иметь в доме стеклянную конструкцию?  Узнайте как выбрать подрядчика.

В современном мире нет, наверное, ни одного человека, который не знаком со стеклом.

Двойная природа стекла на страже света и тепла

Комментарии